Sag-group.ru

Стройка бетон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ан-2. Начало истории

Ан-2. Начало истории

Пожалуй, нет в мире самолёта, построенного ещё в первой половине прошлого века и эксплуатирующегося при этом до сих пор, с такой богатой и разнообразной историей, сочетанием лётных качеств, неповторимых характеристик и возможностей разнообразного применения. Самолёт уже прочно вписал себя в историю как один из самых легендарных самолётов не только в СССР и в России, но и во всём мире. Как вы могли уже догадаться, речь пойдёт о величайшем творении ОКБ О.К.Антонова — Ан-2, он же «Аннушка».

Пролог

Так уж сложилось, что в последнее время меня с авиацией связывало одно занятие — парашютные прыжки. Благодаря им, удалось много раз полетать на Ан-2 и получить от этих полётов истинное удовольствие. Во время таких полётов можно было ощутить себя в прошлом, когда ещё существовали регулярные воздушные пассажирские перевозки между недалёкими областными центрами. Перемещаться во времени человечество пока не научилось и вряд ли научится, но мы можем копнуть глубоко в историю, и мысленно там оказаться. Обстоятельства сложились так, что ничего вечного в этой жизни не бывает, а позади нас остаётся лишь история. Поэтому давайте остановимся на приятных моментах — самолёт дожил до наших дней, в отличие от многих его советских «собратьев». Пока готовил материалы, вычитал про Ан-2 очень много интересного и узнал много нового, чего раньше никогда и не подозревал. Наиболее интересными моментами решил с вами поделиться. Все фото в этом посте, кроме заглавного, взяты с просторов Интернета, и являются собственностью их авторов.

Часть первая. Довоенный и послевоенный СХ-1 и ОКА-38. 1936-1940 год


«Лиг-10» в проектной стадии

История этого легендарного самолёта началась ещё до второй мировой, как бы парадоксально это ни звучало. В 1936 году был спроектирован и построен самолёт Лиг-10 конструкции А.Г.Бендунковича, и в 1937 году были успешно проведены его испытания. Объемный фюзеляж этого самолета, его способность поднимать почти до тонны груза с небольшого летного поля, позволяли с уверенностью пророчить Лиг-10 яркое будущее. Учитывая особенности того времени, когда значение сельского хозяйства для страны лишь возростало, самолёт был переименован в СХ-1 («СельскоХосяйственный модель 1) с целью его продвижения. Однако пойти в серию ему было не суждено: в наркомате авиационной промышленности считали, что лётно-технические характеристики СХ-1 современным требованиям не соответствуют, а бипланная схема уже морально устарела. Так прошло несколько лет, довольно непростых, как мы помним по этому периоду времени. О самолёте временно забыли.

Читайте так же:
Экструдированный пенополистирол сравнение кирпич


Самолёт «Лиг-10». Первое воплощение идеи многоцелевого биплана с коротким разбегом

В 1940 году вновь вернулись к идее создания машины с коротким разбегом и грузоподъёмностью 1500 кг для обслуживания труднодоступных районов страны. Задание поручили О.К.Антонову, работавшему тогда на авиационном заводе №34 в Ленинграде. При составлении этого задания, Антонова попросили построить самолёт с лётно-техническими характеристиками (ЛТХ), аналогичными немецкому Fi-156 Storch. Самолёт обозначили как ОКА-38 (от инициалов главного конструктора — Олег Константинович Антонов). Самолёт прошёл все необходимые испытания и поступил в НИИ ВВС, где подтвердили соответствие ЛТХ требуемым. Однако потом началась война, полностью изменившая ход истории. Про проект ОКА-38 пришлось на время отложить.


Fi-156 Storch. Обратите внимание на сходство профилей крыла и конструкций предкрылков

ОКА-40 и новый СХ-1. 1940-1947 год

За год до начала войны коллективом ленинградского завода №23 был разработан эскизный проект под названием ОКА-40, позже получившим обозначение «Самолёт 4». Прототипом для этого проекта послужил тот самый СХ-1, разработанный в 1936 году и не пошедший в серию. Если посмотреть внимательно на фотографии, можно в немецком Fi-156 проследить знаменитые автоматические предкрылки, появившиеся позже на Ан-2, а также похожий профиль крыла. У новой машины предполагался двигатель М-62Р в 800 л.с. и трёхлопастной воздушный винт диаметром 3 м. Полезная нагрузка предполагалась 800 кг груза, или 10 солдат в полном снаряжении, для которых имелась большая дверь по левому борту. Тогда, в начале войны, проект отклонили из-за малой максимальной скорости полёта (300 километров в час), потому как тогда лозунг был «выше, дальше, быстрее всех». Приоритеты в авиастроении были теперь нацелены на высокоскоростные истребители и тяжёлые бомбардировщики.

Во время войны у О.К.Антонова были другие задачи. Но иногда он урывками успевал делать какие-то расчёты и продолжать заниматься проектом. Перечитав в годы войны некоторые труды по аэродинамике и отчет по испытаниям модели биплана Р-5 с вращающимся винтом в аэродинамической трубе ЦАГИ, Антонов еще более убедился в правильности выбранной схемы. «Я поразился, какое огромное значение имеет обдувка винта именно для биплана, — вспоминал Антонов. — Сам фюзеляж имеет маленькую подъемную силу, а рядом крылья — большую. Таким образом, существует провал в подъемной силе. Это страшно не выгодно и для аэродинамического качества, и для подъемной силы. А когда винт работает, он как бы заполняет эту пустоту, получается отличное распределение подъемной силы, и сразу все получается очень хорошо.»

Читайте так же:
Силикатный кирпич как бизнес


Первый прототип Ан-2: «СХ-1». 1947 год

Лишь после войны ситуация изменилась — тихоходный многоцелевой самолёт с коротким разбегом оказался снова востребован, и проект «Самолёт 4» был возобновлён. В 1945 году О.К. Антонов, будучи заместителем главного конструктора ОКБ-115, обратился к А.С. Яковлеву с предложением разработать самолёт собственной конструкции. После получения согласия, проект «Самолёта 4» был полностью переработан. От прежнего проекта осталась только бипланная схема. В марте 1946 года новосибирский филиал ОКБ-115 был преобразован в самостоятельное ОКБ-153. Его главным конструктором был назначен О.К.Антонов. Лишь с третей попытки от замыслов проект перешёл в стадию воплощения в жизнь: первый прототип, обозначенный СХА, был построен в 1947 году, с двигателем АШ-62ИР мощностью 1000 л.с. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П.Н.Володин впервые поднял его в небо. В декабре в НИИ ВВС начались его Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе №473 в Киеве. Первый серийный Ан-2 (в транспорном варианте) впервые поднялся в небо 6 сентября 1949 года. Так начался великий путь в истории великого самолёта.

Следующие части:
2. Ан-2. Заводские испытания и первые серийные машины

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector