Sag-group.ru

Стройка бетон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке

Фреска (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке. Сейчас роспись в этой технике делают крайне редко, чаще всего художник расписывает стену или потолок по сухой поверхности. Соответственно, в просторечьи словом «фреска» или «фрески» могут называть любую стенную живопись. Наши художники владеют разнообразными техниками, в том числе и такими, которые позволяют имитировать настоящую фреску.

Посмотрите, пожалуйста, наши работы, выполненные по технологии фрески на стене. Часто в таких работах применяется искусственное состаривание живописной поверхности.

Роспись в технике, имитирующей настоящую фреску. Автор Светлана Керн.

Как подготовить стены к нанесению росписи

Любые отделочные работы начинаются с качественной подготовки основания.

В таблице представлены основные этапы этого процесса:

  • Удаляются все отделочные материалы, снимается старая штукатурка.

Совет: Если на некоторых участках слой держится очень прочно, его можно не снимать.

  • Поверхность обметается веником от пыли и строительного мусора.
  • Вся поверхность стены перфоратором с насадкой-долотом или старым топором покрывается неглубокими насечками, глубиной до 8 миллиметров.
  • На один квадратный метр площади количество насечек должно быть до 120 штук.
  • Со стены убирается пыль.
  • Сверху огрунтованной и увлажненной поверхности наносится базовый слой штукатурной смеси, предназначенной для чернового выравнивания, имеющихся на стене дефектов.
  • Покрытие хорошо просушивается.
  • Наносятся остальные слои, служащие основной для создания росписи.

Как подготовить раствор

Секретом мастеров фресок является приготовление раствора для ошкатуривания поверхностей. Выполняя живопись на стенах, штукатурка, вернее пропорции ее компоненотов подбираются самостоятельно, универсального варианта нет: разные составы смесей имеют свои плюсы и минусы.

Однако некоторые рекомендации, проверенные на практике, существуют.

Ими можно воспользоваться:

  • Основа раствора для штукатурки – известь (см. Готовим сами раствор для штукатурки известковый). С улучшением ее качества, увеличивается прочность материала, тем на него лучше ляжет краска. Приобретается максимально чистая и свежая строительная известь, независимо от ее стоимости.
  • Известь гасится чистой водой и оставляется примерно на 15 дней, что хначительно улучшит ее свойства.
  • Добавляется песок крупной фракции или смесь его с кирпичной крошкой, что предпочтительней, которые будут служить наполнителем.

Совет: При нанесении фрески на улице, песок способен обеспечить ей нужный запас прочности. В этом случае следует количество кирпичной крошки в смеси снизить до минимума.

  • Добавляется пенька, предварительно мелко нарубленая, или волокно целлюлозы, что повышает эластичность состава и защищает его от растрескивания в смесь.

Нанесение штукатурки на стену

Состав готовится прямо перед началом выполнения работ по оштукатуриванию, а затем росписи.

Примерные пропорции смеси:

  • Базовый слой:
  1. одна часть известкового теста;
  2. три части наполнителя.
  • Лицевой слой:
  1. одна часть известкового теста;
  2. 2,2 части наполнителя.
  • При необходимости нанесения состава более двух слоев для лицевого покрытия берется более жирный раствор, в нем соотношение компонентов составляет 1 : 1,8.
Читайте так же:
Силиконовая фасадная штукатурка что это

Можно выполнить следующие узоры:

Омбре, плавные переходы

Для создания такой стены нужно:

— несколько оттенков краски, простой карандаш.

Теперь подключите расчет чертежника и разметьте полосы цветов на стене. Затем аккуратно прокрасьте каждую полосу. Для создания переходов одновременно макаем кистью в краску двух оттенков и наносим ее по краям переходов.

Акцентная стена с помощью валика

Эффект облачного перехода. Покрасьте стену валиком двумя смежными оттенками краски, а посередине произвольно перемешайте цвета.

Волны и брызги акварели

Любителям лондонских туманов можно изобразить стену дождя. Основной прием: как можно больше разбрызгивать воду из спрея, словно на лист бумаги на уроке рисования. Акварель будет работать за вас. Вам понадобится подправлять ее своенравные переливы и защитить пол пленкой.

Рисунок в технике акварели на стене сделать гораздо сложнее, чем акриловыми красками. У вас обои или штукатурка? Для начала надо решить, примет ли материал вашей стены деликатное покрытие акварелью, которая любит воду.

Понадобится сделать несколько эскизов для тренировки и решить дилемму с водой: защитить пол и запастись губками для снятия излишков жидкости со стен.

Акварельная роспись на стене

Основная тема в живописи акварелью на стене — флористическая. Аленький цветочек, или букет сирени — рисунок надо сделать полупрозрачным, утонченным.

Основная трудность: конечно же, роман акварельной краски с водой. Если художник — поклонник акварели, слабонервным хозяйкам лучше на время покинуть квартиру: пол может пострадать от воды. Поэтому сейчас в моде роспись стен «под акварель», когда губкой делают акварельные разводы, используя другие краски.

Возможный выход: если вы не ищете легких путей, и все-таки предпочитаете акварель, сделайте небольшой рисунок, применяя акварельные разводы. Роспись желательно делать на теневой стороне комнаты.

Как называется живопись водяными красками по сухой штукатурке

Сухая фреска (фреско-секко) – разновидность настенной росписи. Она отличается меньшей сохранностью и долговечностью. Изображения получаются несколько разбеленными из-за специфики технологии замешивания пигментов. Считается облегченной техникой фресковой живописи.

Сухая штукатурка перед работой шлифуется пемзой. При этом тонкая консервирующая пленка углекислой извести удаляется, открываются поры. Поверхность размачивается водой заблаговременно, поддерживается в таком состоянии или дополнительно увлажняется за час до росписи.

Как называется живопись водяными красками

Сухая фресковая живопись водяными красками – это работа с пигментами, затертыми на «молоке» выдержанного известкового теста или свежего раствора «кипелки». Разбеленные цвета часто обогащают, добавляя поверх мазки темперой.

Набрасывание штукатурки

Перед тем как нанести базовый слой штукатурного раствора, необходимо провести увлажнение стены. Первый раз действие выполняется за 24 часа до проведения работ, а второй раз примерно за 90 минут до оштукатуривания. Для первого слоя достаточно толщины 6-8 мм, который будет равномерно распределяться на основании. Чтоб максимально увеличить адгезию между слоями существует подсказка: сделайте на поверхности небольшие волнистые линии. Высыхать базовый слой будет не меньше 12 часов, при этом его постоянно требуется увлажнять.

Читайте так же:
Сертификат качества декоративная штукатурка

Для живописи по сырой штукатурке одна из техник стенных росписей подразумевает нанесение рисунка сразу после набрасывания и разглаживания смеси. На высохший слой настенные рисунки не нанесутся, поэтому выполняйте работу участками – хорошо если у вас есть помощник, который сможет рисовать пока не ушла сырость со стены.

Важно! Заранее подготавливайте эскиз своей живописи и переносите его на поверхность с помощью иголки. Перекалывайте контуры на стену и получите заготовку по которой будет намного проще рисовать.

Для настенной живописи существует последовательность прорисовки цветами:

  • Светлые тона наносятся первоочередно
  • Средние оттенки
  • Темный цвет

Для последующей прорисовки должна применяться обратная последовательность – это дает возможность создавать плавне переходы, а в местах где краска высохла и стала не такой яркой, разрешено повторное нанесение. Во время проведения ремонтно-отделочного процесса, пол в помещении следует застелить бумагой или газетами. Фреску не высушивают искусственно, комнату следует оставить примерно на 10-12 дней и защитить ее от сквозняков и резких температурных изменений.

Содержание

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «альсекко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника [1] . Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Античная фреска [ править | править код ]

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска [2] .

Читайте так же:
Руководство по штукатурке фасада

Византия [ править | править код ]

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 годы нашей эры) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Древняя Русь. Россия [ править | править код ]

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Итальянская фреска [ править | править код ]

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (около 1295). Ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3] . Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью альсекко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку, довольно быстро закрепляются и у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с альсекко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

Читайте так же:
С бетонной стены отслаивается штукатурка

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако; он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки, варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини, интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4] .

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут, довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются; для того чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описана Леоном Баттистой Альберти; возможно, старые мастера пользовались ей по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

Читайте так же:
Силиконовая штукатурка барашек для фасада

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

XVIII—XIX века [ править | править код ]

Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Приемы в акварели для начинающих

  • Мазки могут самыми разными. Художники рекомендуют: смело экспериментируйте с ними. Ставьте кисточкой точки, рисуйте линии, делайте их сплошными и прерывистыми. Ищите свою манеру письма.
  • Смешивать цвета можно на палитре или на отдельном листе акварельной бумаги. Не бойтесь смелых сочетаний, но не забывайте заглядывать в специальные таблицы смешивания цветов и пользоваться цветовым кругом.

На фото изображено - Акварель для начинающих, рис. Цветовой круг

На фото изображено - Акварель для начинающих, рис. Градиент

На фото изображено - Акварель для начинающих, рис. Резерваж

Выходить за контуры или нет?

На фото изображено - Акварель для начинающих, рис. Акварель не по контурам

Как правило, перед рисованием контуры набрасывают карандашом. Делайте это легкими движениями, стараясь, чтобы линии получились едва заметными. После нанесения краски их вы уже не сможете стереть. Закрашивая контуры, можно слегка за них выходить, чтобы красочный слой их закрыл. Но лучше всего научиться создавать изображение вообще без контурных линий.

Как исправить кляксу?

Посадили пятно? Ничего страшного. Сбрызните его из пульверизатора чистой водой и промокните бумажным полотенцем. Повторяйте, пока не уберете кляксу полностью.

Также можно убрать кляксу сухой чистой кисточкой, но действовать нужно быстро, пока краска не расползлась.

Нужна ли маскировочная жидкость?

Если вы переживаете, что краски затекут туда, где вы планировали оставить белый участок, то нанесите на него специальную маскировочную жидкость и дайте высохнуть. Потом ее можно удалить обычным ластиком.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector